Круглый стол «Сильное Я воспитателя – сильное Я ребенка»

14 апреля, 2022 - 15:07

Мы не просто учим, мы готовим детей к жизни (которая всегда и для каждого оказывается довольно трудным испытанием). Ответственность любого воспитателя, учителя, родителя — укрепить Я ребенка, сделать его внимательным, заинтересованным и разумным. Сильное Я нужно для того, чтобы побеждать, но оно еще нужнее, чтобы справиться с неудачей. Сильное Я пригодится в учебе и работе, но еще нужнее оно в близких личных отношениях, особенно в отношениях с самим собой. Что такое сильное Я, которого мы желаем нашим детям? Обладаем ли мы сами сильным Я, без которого маленькое Я ребенка не вырастет и не окрепнет? Какие конкретные компетенции для этого необходимы?

Об этом пойдет речь в первой части доклада Светланы Кривцовой «Сильное Я воспитателя – сильное Я ребенка с точки зрения экзистенциального анализа». Во второй части доклада С.В. Кривцова коротко познакомит с шестью фирменными методиками, которыми должны владеть воспитатели, если они и их образовательное учреждение ставят амбициозную задачу укрепления Я своих воспитанников.

Екатерина Пастухова расскажет о том, что «Я укрепляется в конфликтах. Вы знаете об этом?». Нельзя стать уверенным в себе, уравновешенным человеком, не пережив тысяч конфликтов. Для того, чтобы научиться отстаивать то, что для тебя важно, хорошо бы для начала иметь шанс пережить то самое негодующее состояние несогласия с миром, или несправедливое отношение, или почувствовать угрозу в адрес того, что ты любишь и ценишь. Это и есть конфликт, и он требует умения сказать: «Нет!». Но многие взрослые не приветствуют конфликты, ведь они угрожают спокойствию и мирному течению жизни, более того, они запрещают и подавляют конфликты вместо того, чтобы помочь детям достойно их разрешать. Как нам, воспитателям, полюбить конфликты детей — ведь они источники опыта. Как понять, какие конфликты полезны, а какие опасны? Как сделать ребенка экспертом по разрешению конфликтов? Как не совершить «типичных ошибок», которые могут затормозить и даже остановить процесс укрепления Я?

«Динамика детской агрессии в дошкольном возрасте» — ещё одна тема круглого стола, которой уделит внимание Евлалия Просветова. Маленькие дети часто бывают агрессивны, ведь они — живые существа. И их агрессивность разная. Понимание ребенка в его агрессии помогает взрослому прийти ему на помощь, успокоить, дать поддержку, объяснить ситуацию. Это в дальнейшем поможет ребенку самому обходиться со своими агрессивными импульсами без разрушительного поведения по отношению к себе или по отношению к внешнему миру. Профилактика агрессивного поведения на разных возрастных этапах дошкольника предполагает, что у взрослого есть знания о том, что же защищает ребенок данного возраста. Тогда «скорая помощь», которую взрослый должен оказать ребенку, когда тот уже попадает в состояние защитной агрессивной реакции, будет эффективной и способствующей укреплению Я ребенка. 

«Главный секрет хорошего воспитателя» раскроет в своем выступлении Любовь Скрипниченко. Каждый педагог хочет, чтобы его общение с ребенком было эффективным: чтобы он мог влиять на своего воспитанника, укреплять его, развивать и т.д. Для этого воспитатель много делает: учится, рефлексирует, осваивает различные техники и методики. Однако, даже прикладывая все эти усилия, не всегда удается достичь цели. Почему? Многие скажут: «Потому что техник и знаний недостаточно, главное — хорошее отношение к ребенку». Но возможно ли его сформировать, может быть, оно или есть, или «не дано» человеку? Вот Мария Монтессори, она — воплощение этого трудноописуемого качества — «хорошего отношения к детям»: доверия, доброты, твердости и мягкости одновременно. Существует ли формула, как стать такой? От чего зависит это «хорошее отношение»? Экзистенциальный анализ, похоже, нашел свои ответы на этот важный вопрос.

Cпикеры:

  • Светлана Кривцова, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ, экзистенциальный психотерапевт, тренер, супервизор, автор книг «Жизненные навыки для дошкольников», «Искусство понимать ребенка».
  • Екатерина Пастухова, экзистенциальный аналитик (АЭАПП), руководитель образовательных программ «DodoLand», монтессори-педагог.
  • Евлалия Просветова, психолог, игровой педагог, ведущий специалист РБОО «Центр лечебной педагогики», эксперт Ассоциации семей детей с ТМНР «Краски этого мира».
  • Любовь Скрипниченко, детский и подростковый психолог (OeKids, Австрия), экзистенциальный психотерапевт, ко-тренер образовательных программ GLE-International.

Организационные моменты:

  • В воскресенье, 17 апреля с 13:00 – 16:00 (перерыв с 14.20 до 14.40). В рамках фестиваля «Монтессори Весна 2022» пройдет круглый стол «Сильное Я воспитателя – сильное Я ребенка».
  • Для членов АЭАПП и студентов образовательных программ GLE-International участие в круглом столе бесплатно.
  • Формат участия: онлайн, Zoom.
  • Ссылка для подключения (идентификатор - 9122891687; пароль - 9122891687)